Абсолютный демотиватор
Это - частнособственнические отношения. Положение наемника в принципе отрешает человека делать более, чем от него требуют для получения зарплаты.
Потому у нас врачи в массе своей не читают медицинской литературы (про периодику и говорить нечего - и дорого, и смысла не видят, т.к. зарплату и так получат). Учителя не только не интересуются предметом, который преподают с академической точки зрения, но и с дидактической не интересуются.
У меня вообще есть подозрение, что моя тетушка - это единственный педагог на весь район, который до сих пор заказывает в Педкниге литературу. Остальные ее коллеги забросили дело не то что самостоятельного повышения квалификации, но и поддержания своих знаний на некотором уровне, потому как для получения заработной платы большего не требуется, а целей по самореализации в труде наемный работник не ставит. Для пролетария работа - это лишь способ получить средства пропитания, и не более.
Ограниченность мотивационных факторов наемного труда очевидна не одно столетие, тем не менее, вдалбливается в головы детей имманентная мотивационная ценность материального поощрения.
Материальное поощрение в принципе перестает действовать, если издержки больше, чем полученный результат. Несмотря на то, что систематически в погоне за баблом люди совершают абсолютно самоубийственные поступки (работа на трех работах одновременно туда же относится), тем не менее, заставить основную массу населения поступиться большим все ж таки не удается.
Основная масса населения не идет в погоню за длинным рублем, предпочитая довольствоваться зарплатой, для того, чтобы устроить крысиную гонку, капиталистам требуется периодически создавать ажиотаж на рынке труда - то выбрасывать куш пожирней, то создавать безработицу повнушительней. Без этого система не работает.
Научный подход к организации труда на плановой основе требует перехода к более совершенным источникам мотивации (например, творческому труду). По сравнению с сознательным трудом на благо общества наемный труд - это все равно что палка-копалка перед экскаватором. Имея экскаватор продолжать копаться лопатой просто неэффективно. Потому основная задача коммунистического общества - воспитание творческого работника.
В свою очередь творческий работник начинается только тогда, когда у него достаточно знаний для творческой работы - то есть, который не просто сознает свои цели на высоком уровне, но и высокопрофессионален для того, чтобы изменять окружающую среду не механически, а применять к ней силу мысли.
Именно в этом и состоит уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом.
Потому я с удивлением смотрю на многих т.н. "коммунистов", которые не только не имеют никакой толковой специальности, но и не развиваются в профессиональном плане. Тем паче если они не развиваются как марксисты, то можно сказать, что это шлак, пригодный для удобрения колхозных полей более, чем для строительства коммунизма.
Нам в принципе, уже сейчас надо думать, чем будем заниматься "на гражданке". В этом смысле весьма показателен пример А.Богданова (хоть он и махист) - человек занимался наукой, теоретика коммунизма из него не получилось (бывает), но биолог-естествоиспытатель вполне получился.